Александр Иванович (moguletaty) wrote,
Александр Иванович
moguletaty

Gaslight. "What about Мe?" Возвратить себя себе.

Оригинал взят у accion_positiva в Gaslight. "What about Мe?" Возвратить себя себе.
Зачем перверзному (и его отнюдь не малочисленным последователям) власть? Что представляет собой власть, так сказать, в практическом и повседневном применении? Что делает ее такой "привлекательной" в глазах внушительной группы граждан? В конце концов, это же не в правительстве указы подписывать, наносить флажки на карту мира - эх, разбомблю! - или подводить миллионные балансы - в 90% случаев речь идет о власти кухонного и кабинетного масштаба. Всё, как всегда, просто (и цинично): власть есть жизнеобеспечение.

Тот, кто стремится к власти, стремится к собственному жизнеобеспечению. Власть необходима недееспособным, тем, кто не может обеспечить свое существование ни сам, ни в сотрудничестве с другими (ибо по определению не способен к сотрудничеству, - то, что называется социопатией. Перверзный замещает сотрудничество эксплуатацией). Власть предоставляет ему возможность использовать других людей в целях самообеспечения. Никакой мистики, абсолютного зла или еще чего-то потустороннего: осознанное решение человека жить за счет других.

Соответственно, этим решением диктуется и выбор объекта агрессии (жертвы):
- это должен быть СИЛЬНЫЙ человек
- это должен быть ОПТИМИСТИЧНЫЙ человек
- это должен быть ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ и УСПЕШНЫЙ человек
- это должен быть ЩЕДРЫЙ человек
- это должен быть человек с развитой способностью к САМОКРИТИКЕ
- это должен быть человек, НЕ СКЛОННЫЙ КО ЛЖИ
- это должен быть человек, НЕ СКЛОННЫЙ К ЦИНИЗМУ и ТРИВИАЛИЗАЦИИ
- это должен быть человек, УВАЖАЮЩИЙ МНЕНИЕ ДРУГИХ
- это должен быть человек, СПОСОБНЫЙ АДАПТИРОВАТЬСЯ
и, самое неприятное:
- это может быть РЕБЕНОК (самый тяжелый случай психологического - как и любого другого - абьюза)

Именно поэтому неоднократно подчеркивалось, что объектом перверзной агрессии может стать ЛЮБОЙ человек, так как все вышеперечисленные характеристики являются не только положительно оцениваемыми в нашей культуре, но и наиболее широко распространенными - стремление обладать ими в той или иной степени свойственно большинству. В сознание индивида в процессе социализации закладывается своеобразный ИДЕАЛ общественных отношений (структура супер-эго), подразумевающий взаимодействие с другими на основе перечисленных характеристик. Когда мы начинаем взаимодействие с другим человеком, мы неосознанно ОЖИДАЕМ от него поведения в рамках этого идеала. Обратная ситуация соответствует паранойе, психическому расстройству. Перверзный использует именно НОРМАЛЬНОСТЬ своей жертвы в достижении своей (всегда сознательной, не надо обманываться) цели - существовать за ее счет В ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ШИРОКОМ КОНТЕКСТЕ (материальные блага, психологические и эмоциональные ресурсы, карьера, бытовое обслуживание, удовлетворение сексуальных претензий).
Если человек занимается жизнеобеспечением другого, он неизбежно истощается сам (хотя бы потому, что на собственное жизнеобеспечение у него не остается ВРЕМЕНИ, и уже одно это ведет к истощению). К тому же, для удержания жертвы в подчиненном состоянии, перверзным используются тактики эмоциональной дестабилизации, и это - постоянный во времени процесс; жертва постоянно находится в состоянии психологического напряжения, что подрывает физическое и психическое здоровье. Социальные связи жертвы также подрываются: изоляция объекта агрессии - это первое, что старается обеспечить перверзный. Наступает момент, когда перверзный решает, что жертва уже не функциональна и бесполезна. К тому же постоянно растущие ненависть и раздражение уже не сдерживаются, потому что перверзный убеждается, что жертва НЕ ОТВЕТИТ ударом на удар: бездарная посредственность становится господином ситуации и воображает, что ему/ей все позволено. Физически уничтожить жертву - это заключительный акт господства, от которого перверзный никогда не откажется. Поэтому не стоит думать, что задабривание агрессора, лояльность и покорность, непротивление, осторожность и попытки "не провоцировать" могут привести к установлению некоего статуса-кво в отношениях - эскалация агрессии неминуема.

В этот момент жертва находится в крайне истощенном состоянии, что не может быть незаметным для окружающих, а с другой стороны, перверзный становится менее осторожным "на людях" и более прямым в своих деструктивных инсинуациях - ситуация не только выходит за рамки "личного", но и становится отчасти сомнительной для жертвы, несмотря на ее психологическую зависимость от агрессора. Это - шанс жертвы выйти из деструктивных отношений. Разумеется, было бы замечательным, если бы люди могли зафиксировать перверзную агрессию в самом начале и покинуть деструктивные отношения раньше, чем они начались. Но в большинстве случаев этого не происходит: люди начинают понимать и подозревать неладное в ситуации in extremis. Поэтому и выход из такой ситуации является сложным и многоэтапным. К тому же, очень часто человек вовлечен в ситуацию перверзной агрессии в качестве родственника перверзного, и здесь многолетний и прямой психологический абьюз - состоявшийся факт.

Выход из деструктивных отношений возможен в первую очередь при изменении в когнитивных схемах жертвы (1). Нужно помнить, что ситуация в которой находится жертва - это "газовый свет", мир наоборот, в котором всё поставлено с ног на голову. Одно то, что жертва осознáет, что бóльшая часть происходящего с ней далеко не разумеется само собой, неизбежно будет способствовать ее выходу из деструктивной динамики.

  • Осознать, что мы стали жертвой перверзной агрессии. Задача: помочь жертве сформулировать сомнение по поводу происходящего. Предлагаю человеку записать как можно подробнее (до мелочей) свои действия в течении последних суток и затем отметить около каждого действия, на что/кого оно было направлено, для чего/кого предназначалось и кому было полезно (выгодно). Практически сразу устанавливается "центр гравитации" деятельности жертвы. Думаю, уже излишне говорить, КТО оказывается в этом центре. Часто многих "озаряет", что в течении не только дней, но и месяцев они не делали НИЧЕГО, что могло бы быть полезным/приятным ИМ САМИМ. Далее предлагаю человеку представить себе, что он разговаривает с перверзным (пока так не названным) о своих потребностях, и какова будет реакция перверзного. Очень часто люди оказываются НЕСПОСОБНЫ на такой воображаемый "разговор", ибо им трудно сформулировать сколько-нибудь внятно собственные потребности, а кроме того, их парализует страх (часто описываемый как "ничего не приходит в голову" или "на самом деле, мне ничего не нужно"). Также очень полезно спросить человека, что произошло бы, если бы он НЕ выполнил какое-то из записанных им ранее действий. Описание последствий "выхода за рамки" чаще всего схожи с описаниями стихийных бедствий. Необходимо указать человеку на этот факт, а также попросить его представить себе, что случилось бы, если бы ОН САМ позволил себе выразить неудовольствие и протест в тех формах, которые позволяет себе перверзный.

  • Назвать вещи своими именами. Не "любовь"/"ответственность"/"долг", а "эксплуатация"/"абьюз"/"страх"

  • Освободиться от чувства вины. Чувство вины - это прямо-таки архимедов рычаг перверзного, с помощью которого он "крутит" жертвой. Жертва ответственна за всё, что происходит в мире, ибо любое событие может быть отнесено перверзным к собственной персоне, и за каждое из них должен быть назначен виновный. Жертве давно это ясно, чувство вины интериоризировано настолько, что обычно жертва чувствует себя носителем какого-то фатального и почти сверхъестественного, из ряда вон выходящего качества, которое неумолимым образом "портит всё". С другой стороны, жертва чувствует стыд за то, как она живет, как она себя чувствует, и особенно за собственное чувство бессилия что-либо предпринять. Чувство вины коррелирует с низкой (или никакой) самооценкой, жертва приучена к перверзной точке зрения на саму себя, как на ничтожество, которому оказывается неоценимая услуга со стороны перверзного - он/а терпит ее присутствие... Сопутствующие состояния жертвы - депрессия, тревожность, чувство опустошенности и бесполезности вновь и вновь" замыкают " ситуацию на всепоглощающем чувстве вины/неадекватности. В этом и состоит динамика виктимности: на почве постоянных унижений, подавления инициативы и обесценивания человек начинает свыкаться с мыслью о том, что быть жертвой - это какое-то имманентно присущее ему качество, что в отношениях "мы всегда играем определенную роль", и что в действительности положение жертвы удобно и даже может нравиться, потому что в подчинении тоже есть свои выгоды. Все эти "рассуждения" - не более, чем газовый свет, "случай так называемого вранья", то, что пытается внушить нам перверзный (при чем сам он/она не торопятся попасть в это "выгодное" положение или сыграть роль жертвы, курьез, но сам он/она предпочитает нести тяжкий груз власти). Задача человека, ставшего объектом перверзной агрессии - восстановить (или обрести) личностную структуру автономного функционирования - то, что называют "Я, Эго, Self". Я представляю это себе, как тренировки в тренажерном зале - некоторая ежедневная рутина, развивающая и укрепляющая наши психические "мускулы", исправляющая психическую осанку, повышающая выносливость, закаляющая и поддерживающая иммунные психические структуры. Мне кажется, что такой подход оберегает человека от неоправданных ожиданий моментального просветления и чудодейственного избавления, а также от завышенных требований к самому себе (замечу, что именно жертвам психического абьюза очень часто свойственно поведение "терминаторов", "суперменов", "эффективных менеджеров мироустройства" - именно этого требует от них перверзный, с его замашками и аппетитами мегаломана), которые чреваты фрустрациями и повторными вгонами себя в депрессию. Двумя основными и комплементарными друг другу направлениями таких тренировок, на мой взгляд, являются:

  • "What about Me?" - тренировка и закрепление способности осознавать и адекватно выражать собственные потребности и чувства

  • "In My Own Authority" - тренировка и закрепление способности осознавать и адекватно выражать собственные суждения, в том числе (и в первую очередь) оценочные. Только мы сами в состоянии решить, что хорошо и что плохо для нас и для нашей жизни. Мы учимся говорить "Хватит!" и ставить свои условия.

  • Реализм, а не фэнтези. Для того, чтобы избавиться от виктимности,необходимо рассказать свою историю. И это должен быть протокол того, что происходило, а не точка зрения перверзного и не очередная попытка извиниться и оправдаться со стороны жертвы. Это называется восстановлением критической способности и границ личности. Анализируя факты, человек начинает понимать, что перверзный - это не всемогущий, не уникум, не особенный, и это помогает восстановить внутреннее чувство симметрии в отношениях, то есть избавиться от бессознательной привычки воспринимать других как неких высших существ и ожидать эксплуатации с их стороны. Это также и проработка тезиса о том, что любовь и альтруизм НЕ подразумевают и НЕ означают жертвенность, а несогласие с обесцениванием и задвиганием себя на задворки НЕ означает эгоизм.

  • Если мы умрем завтра, куда спешить? Если мы не умрем завтра, куда спешить? Это я об "отношениях". Я, конечно, понимаю, что в ближайшем будущем полиция вместо "Предъявите документы" будет говорить нам "Предъявите отношения", а вместо фейс-контроля установят рилейшнз-контроль, но это не отменяет того факта, что всеобщая озабоченность "отношениями", их наличием и выставлением напоказ их причесанного всё-как-у-людей фасада представляет собой форму запугивания (и контроля) граждан (не говоря уже о гражданках). Императив "отношений" - требование культуры, которое весьма на руку перверзному. Очень многие люди начинали свое схождение по кругам ада именно из боязни остаться за бортом "отношений". И очень многие - если не абсолютное большинство - из тех, кто становился жертвой деструктивных отношений, пытались решить проблему бегством в новые отношения, как правило, еще более деструктивные. Когда человек теряет контроль над событиями своей жизни, острое чувство бессилия провоцирует контр-фобические реакции, попытки доказать себе, что он способен контролировать свои эмоциональные реакции и те ситуации, в которых объективно соотношение сил не на его стороне. Это один из наиболее известных симптомов пост-травматического синдрома у подвергшихся абьюзу людей: тенденция воспроизводить травматические ситуации, с каждым разом все более рискованным способом, в попытке "взять верх над ситуацией". В применении к деструктивным отношениям с участием перверзных необходимо помнить, что "есть континуум, на одном конце которого находится пассивный, эксплуатирующий, паразитирующий на других психопат, на другом – откровенно садистический преступник", и что мы подвергаем себя реальному риску, идя на поводу у стремления "переломить ситуацию". Тенденция тем более опасная, что она неосознана, представляется нам как собственное "освобождение", "обмен ролями", "реванш". Ничего переломить не удастся, мы получим повторную виктимизацию, еще более глубокие и резкие перепады настроения, острое чувство тревоги (не-контролирование ситуации переживается с каждым разом всё острее) и приступы паники с последующими периодами эмоционального отупения и потери интереса к жизни. Другой пост-травматический симптом отношений: ожидание "спасителя"/"спасительницы". Человек интерпретирует любое не враждебное обращение к нему другого, как проявление интереса, понимания, симпатии, любви и прочего родства душ. Автоматически включается страх "потери", симбиотические тенденции и отказ от личных потребностей/интересов в пользу "отношений". Цикл подчинения воспроизводится вновь, причем на этот раз в опережающем события режиме, что часто укрепляет человека в мысли, что его жертвенность действительно имманентна, что его "роль" - обслуживание "отношений" и донорство всех мастей (от материального до эмоционального). Не стоит определять для себя сроки установления эмоционально значимых отношений (чем быстрее, тем лучше или" я докажу, судьбе назло, что мне повезло"). Наше время - это то, что мы безвозвратно потеряли, находясь в деструктивных отношениях. Выход из деструктивных отношений означает, в первую очередь, возвращение нам способности распределять и управлять нашим временем в наших интересах. Человеку необходимо преодолеть детские мечты о всемогуществе и такие же детские ожидания судьбоносной встречи с добрым волшебником/феей. Межличностные отношения контрактуальны, это я не в цинизме упражняюсь, а констатирую факт. Все отношения имеют определенную цель и развиваются в определенных условиях, они дают права и накладывают обязанности на обa субъектa отношений. В деструктивных отношениях есть только один субъект - ему принадлежат все права, и только один объект - на него наложены все обязанности. Когда мы думаем "Что я сделал/а не так?", верный ответ будет: "Я согласился/согласилась на безусловность."

  • Оставить деструктивность в прошлом. Задача: не воздвигать перверзному памятник нерукотворный. Дело в том, что жертву, которая осознает, какими были ее отношения с перверзным, буквально "накрывает" шквалом ярости и стыда. Быть жертвой стыдно, быть слабым/ой стыдно, чувствовать себя идиотом/идиоткой стыдно, знать, что тебя обманули, вызывает гнев и яростное желание отомстить. После долгого времени в бездействии, в пассивном подчинении человек буквально наводнен желанием что-нибудь предпринять для того, чтобы освободиться от страха, стыда и гнева. Месть - это попытка жертвы задним числом сыграть роль "сильного". Эти фантазии зацикливают жертву на ситуации абьюза, поэтому месть является одной из ловушек для жертвы. Фантазии мести никогда не станут реальностью - ответить ударом на удар имеет смысл и возможно только "по горячим следам", по схеме раздражение - реакция. Когда реакция в виде желаний мести наступает через пару лет после того, как та или иная ситуация унижения, запугивания, обесценивая имела место, она не приносит нам ничего кроме дополнительного чувства бессилия что-либо предпринять и дополнительного унижения. Специалисты, работающие с психической травмой, говорят, что единственным конструктивным выходом для ярости и желания отомстить является их переработка в справедливое возмущение и поиск единения с другими людьми для придания гласности произошедшего (перверзный действительно боится огласки). Второй ловушкой для жертвы, способной привязать ее к перверзному надолго, является попытка простить (она следует за попыткой отомстить, когда мы убедились, что сделать это ТАК, КАК НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ, не удастся). Прощение здесь было бы возможным в том случае, если бы перверзный признал свои действия, раскаялся в них и компенсировал жертву. Этого не произойдет никогда. Пытаться простить перверзного - это играть в господа бога, в ту же самую уже знакомую нам безусловность и в скрытую надежду на действенность маневра "понять-простить-принять" (когда я слышу "спасибо за то, что ты был/а в моей жизни", хочется разбить что-нибудь увесистое о голову новоявленного святоши). Прощение, в отличие от мести, является здесь еще и упражнением в лицемерии. И оно опасно, так как включает в себя, осознанную или нет, фантазию компенсации - третью ловушку для жертвы. Жертва не столько одержима мыслями получить какое-то материальное возмещение, сколько идеей заставить перверзного признать абьюз. Этого не произойдет никогда. Всё, что мы добьемся - это поставить себя в очередной раз в ситуацию просящего (даже если при этом будем воображать, что мы требуем). Избежать ловушек прощения и компенсации можно только одним способом - подсчитать потери, которые мы понесли в деструктивных отношениях, и оплакать их. Всегда гораздо труднее стать лицом к лицу с реальностью, чем заниматься фантазированием. Попав в ловушки, мы будем избегать своей ответственности за выход из абьюза, откладывать его на неопределенный срок, продолжать свое существование как жертва, эмоционально беспомощная и инфантильная, такая, какой всегда выставлял нас перверзный. Пока мы в ловушках, мы будем чувствовать себя как жертва и поступать соответственно. Пока мы чувствуем себя жертвами, перверзный имеет власть над нами.

----------------------------------------------------------------------------------------
(1) Здесь я НЕ имею в виду и не рассматриваю ситуацию гендерного насилия (насилия в семье). Там одними когнитивными схемами мало чего добьешься.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment